Байпас что это такое в системе отопления на батарее частного дома и для чего он нужен,

Строительство дома

Слово «байпас» пришло к нам из английского языка (bypass) и переводится как «обход». Например, байпас для циркуляционного насоса – это не что иное, как резервный или основной путь обратного потока охлаждающей жидкости при остановке двигателя. Эту функцию может выполнять как сама обратка, так и дополнительная обводная труба вокруг подкачивающего насоса. Эта конструкция (принцип) также используется в газо- и жидкостных трубопроводах, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в электронных устройствах.

Обход
Байпас в сборе с циркуляционным насосом

Содержание
  1. Для чего нужен байпас в отопительных контурах
  2. Байпас в обвязке радиатора отопления
  3. Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия
  4. Видео: ключевая роль байпасов в обвязке радиаторов однотрубной системы отопления
  5. Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления
  6. Назначение обводного трубопровода
  7. Ситуация #1 — для радиатора отопления
  8. Ситуация #2 — при подключении насоса
  9. Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов
  10. Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом
  11. Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления
  12. Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса
  13. Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»
  14. Дополнительные циркуляционные насосы
  15. Сборка и монтаж
  16. Однотрубные системы
  17. Использование байпаса. Два основных случая
  18. Смешанные системы отопления
  19. Разновидности труб-перемычек
  20. Ручное регулирование
  21. Автоматическое регулирование
  22. Нерегулируемая работа трубы-перемычки

Для чего нужен байпас в отопительных контурах

Чаще всего в однотрубных системах устанавливают байпас на радиатор отопления или, как его еще называют, перемычку на батарею. Но это далеко не единственное применение для отопительных контуров. Можно сказать, что данная конструкция применима в местах, где необходимо обойти основную цепь.

Установка байпаса может потребоваться:

  • для циркуляционного насоса;
  • в однотрубных системах перед радиатором;
  • для полотенцесушителя в ванной.

Радиатор с байпасом
В однотрубной схеме часто ставят перемычку

Байпас в обвязке радиатора отопления

Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия

Чтобы представить себе важность байпаса, вспомним, как обычно организуется система отопления в многоквартирных домах.

В старых многоэтажных домах для упрощения конструкции и снижения затрат на монтаж широко применялась и сегодня применяется однотрубная система отопления. В тепловом пункте здания (у лифтового узла) имеются два коллектора – подающий и обратный. От подающего коллектора вверх идет стояк, и от него, с верхнего этажа, последовательно «подтягиваются» радиаторы отопления (вариант а. – с верхней подачей). Еще одно аналогичное расположение (вариант б. – с нижней подачей), когда на Путь к верхней точке стояка догоняет также последовательно расположенные радиаторы.

Крайне уязвимая схема – последовательное расположение радиаторов отопления без байпаса

Крайне уязвимая схема – последовательное расположение радиаторов отопления без байпаса

Попробуйте представить, что будет, если хотя бы один из радиаторов, независимо от того, на каком стояке и на каком этаже, вдруг выйдет из строя. Чтобы заменить батарею, ее необходимо снять. А это автоматически влечет за собой необходимость разорвать эту весьма последовательную «цепочку». Весь стояк (а то и два, как в примере справа) становится совершенно бесполезным.

А теперь – та же схема, но дополненная байпасом на каждом из блоков теплообменника.

А система, оснащенная байпасом на каждом радиаторе, будет работать даже в случае аварии на любом из них

А система, оснащенная байпасом на каждом радиаторе, будет работать даже в случае аварии на любом из них

очевидно, что если произойдет авария с одной из батарей или в отопительный сезон возникнет необходимость отключения радиатора, например для замены его на новый, на общей работе системы это не отразится. Достаточно отключить теплообменный агрегат с помощью запорной арматуры (а их установка настоятельно рекомендуется), как показано в пояснении справа, и вполне можно проводить ремонтные работы или полную разборку. Байпас обеспечит необходимую циркуляцию теплоносителя через все остальные радиаторы стояка.

Это не единственное преимущество байпаса в трубах радиатора однотрубной системы отопления. Многим наверняка знакома ситуация, когда зимой внезапно включается отопление, но система централизованного отопления не настолько гибка, чтобы сразу реагировать на такие изменения. В результате в помещениях становится невыносимо жарко, что может быть даже хуже, чем небольшой недостаток тепла. Распахнутые окна зимой – это ходы, которые не приносят ничего хорошего. Это значит, что желательно иметь возможность регулировать уровень тепла на радиаторах.

Эту возможность обеспечивает однотрубная система с байпасом. Достаточно вместо запорного клапана (или даже последовательно с ним) установить на входе в батарею прямой термостатический клапан и производить количественную регулировку уровня нагрева по мере необходимости. Он заключается в изменении объема охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор в единицу времени. Ненужный для достижения заданного уровня тепла теплоноситель просто «сливается» дальше в систему общей циркуляции через байпас.

Труба радиатора с байпасом и прямым термостатическим краном

Труба радиатора с байпасом и прямым термостатическим краном

Казалось бы, что мешает установить аналогичный термостатический смеситель или клапан без байпаса? Да, терморегуляция действительно будет, но поскольку работа такого крана основана на ограничении прохода и, как следствие, уменьшении общего объема теплоносителя, протекающего через радиатор, это затронет абсолютно все батареи, подключенные к этому стояку. Да и соседям это вряд ли понравится.

Одним словом, в однотрубной системе отопления многоквартирного дома обязательным элементом радиаторной трубы становится байпас.

В автономных системах частных домов владельцы, конечно, волен «экспериментировать» по своему усмотрению. И все же установка байпаса дает им множество преимуществ – более равномерное распределение тепла по помещениям, уже упомянутую ремонтопригодность любой части системы. При желании или необходимости всегда можно полностью отключить определенное помещение – на общую производительность отопления это не повлияет.

В частном доме с двумя и более этажами может использоваться точно такая же система стояков или горизонтальных линий для каждого уровня, что и в одноэтажном здании. Суть не меняется – между входом и выходом каждого радиатора и при горизонтальной разводке однотрубной системы по-прежнему устанавливается перемычка.

Возможность подключения радиатора горизонтальной трубой

Возможность подключения радиатора горизонтальной трубой

Одной из «классических» систем, сочетающей простоту и экономичность в установке и достаточную гибкость в настройке, является «Ленинградка». Уже в самой конструкции заложены принципы «обводного устройства» на каждом радиаторе отопления. При этом очень часто роль такой перемычки между входом и выходом радиатора выполняет непосредственно горизонтальный патрубок самого контура отопления.

Система «Ленинградка»: несмотря на то, что система однотрубная, каждый радиатор отопления полностью автономен

Система «Ленинградка»: несмотря на то, что система однотрубная, каждый радиатор отопления полностью автономен

Благодаря своей простоте и ряду неоспоримых преимуществ система «Ленинградка» остается одной из самых популярных среди частных застройщиков.

Видео: ключевая роль байпасов в обвязке радиаторов однотрубной системы отопления

Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления

С установкой байпаса на радиатор отопления должны справиться и те хозяева, которые уже работали с монтажом сантехнических труб и сопутствующей арматуры. При наличии навыков сборки резьбовых соединений, сборочных узлов, сварки (пайки) полимерных труб особых трудностей не предвидится.

Самое главное – соблюдать несколько рекомендуемых правил установки:

  • Между трубой основного контура и байпасом не должно быть запорных элементов. Это исключает возможность даже случайного блокирования нормальной циркуляции охлаждения по всему контуру.

Примерная схема установки байпаса на вертикальном стояке однотрубной системы отопления

Примерная схема установки байпаса на вертикальном стояке однотрубной системы отопления

  • Если байпас монтируется на вертикальном стояке, его следует по возможности размещать на максимальном расстоянии от стояка и в то же время как можно ближе к радиатору отопления. Разумеется, в этом случае необходимо заранее продумать свободное место для установки запорной арматуры (и регулирующей, если она запланирована) на входе и выходе батареи.
  • Всегда важен диаметр труб, из которых собирается узел перепуска радиатора. «Классическая» схема такова: на тройнике труба, идущая к радиатору отопления, имеет диаметр на размер меньше диаметра стояка, а сам байпас – на два размера меньше.

Пример показан на рисунке: контур (стояк) выполнен из 1-дюймовой трубы, поэтому патрубки подключения радиатора должны быть ¾ дюйма, а труба, из которой сделан байпас, — ½ дюйма. При таких пропорциях правильная работа радиатора будет обеспечена без дальнейшего вмешательства – по законам гидравлики поток охлаждающей жидкости будет разделен на основной, протекающий через радиатор и вызывающий его нагрев, и прямой один, проходящий через байпас. Кстати, это обеспечивает наиболее оптимальное потребление тепловой энергии. На прямой части цепи тепло практически не теряется, тем самым несколько компенсируя при обратном смешении токов потери, ушедшие на обогрев данного помещения.

Условия оптимального диаметра при горизонтальном положении контура однотрубной системы отопления

Условия оптимального диаметра при горизонтальном положении контура однотрубной системы отопления

Когда контур горизонтален, соотношения обычно несколько иные. Роль байпаса здесь играет сама основная труба. Однако рекомендуется ограничить сечение между тройниками-патрубками радиатора одним размером. Следовательно, патрубки подключения батареи отопления с кранами должны быть на два размера меньше основной трубы.

  • Разрешается ли установка клапана на байпасе? Кажется, оно само собой напрашивается – с его помощью можно еще и регулировать количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Например, при недостаточном тепле такая мера может дать определенный эффект – закрыв кран, владельцы перенаправляют весь ток через батарею.

Вопрос неоднозначный. Если речь идет о стояке однотрубной системы отопления в многоквартирном доме, установка крана будет серьезным нарушением. Закрытие байпасов в одной или нескольких квартирах приводит к разбалансировке общей схемы теплораспределения, то есть эффект увеличения отопления в одном месте достигается исключительно за счет других жильцов дома. Если есть претензии к качеству оказания коммунальных услуг, а проверка выявляет несанкционированную установку кранов на обходах, независимо от закрытого или открытого положения на момент проверки, то можно не сомневаться, что эти собственники будут нести ответственность за это все. Очевидно, что оправдаться перед соседями будет очень сложно, и таким образом можно нажить немало врагов. Это не считая возможных административных мер.

Несогласованная установка запорного или регулирующего клапана на радиаторном контуре в стояке многоквартирного дома будет воспринята как грубое нарушение со стороны собственников квартиры

Несогласованная установка запорного или регулирующего клапана на радиаторном контуре в стояке многоквартирного дома будет воспринята как грубое нарушение со стороны собственников квартиры

А вот в автономной системе частного дома такие регулирующие клапаны устанавливаются довольно часто. При этом не обязательно строго соблюдать пропорции диаметров перепускных труб – все можно отбалансировать вручную, сужая или расширяя проход для теплоносителя с помощью крана. В Ленинграде, например, это довольно распространено и повышает общую гибкость всей системы.

На каждом участке основной трубы, выполняющей функцию байпаса на конкретном радиаторе, установлен свой регулирующий клапан

На каждом участке основной трубы, выполняющей функцию байпаса на конкретном радиаторе, установлен свой регулирующий клапан

Пример показан на иллюстрации. В продемонстрированном случае радиаторы подключаются к контуру через обычные шаровые краны (поз. 1), выполняющие лишь функцию запорного крана – для возможного полного отключения аккумулятора. А точная балансировка уже осуществляется игольчатым клапаном, который устанавливается на части магистральной трубы между тройниками, выполняя роль байпаса для такого соединения. Однако это не мешает нам дополнительно установить термостатический кран или вентиль непосредственно на входе в батарею. Словом, все в руках владельцев.

Вас может заинтересовать информация о том, как рассчитывается тепловая мощность радиаторов отопления таблица

Установка байпаса не требует большого количества деталей. Как правило, если не требуется какая-то сложная конфигурация, все ограничивается двумя отводами, двумя тройниками с выходами заснеженного диаметра, двумя шаровыми кранами, несколькими отрезками труб, соединителями или отводами для окончательной сборки.

Такой агрегат можно сделать как из металлических труб, так и с использованием полипропилена или металлопластика. Ниже приведены некоторые рисунки – они легко понятны тем, кто знает, о чем мы говорим. Ну а для тех, кто не имеет навыков такой сборки и боится браться за самостоятельную работу, пусть послужит ориентиром для проверки правильности выполнения работы приглашенным специалистом. Среди них, к сожалению, много явных неопытных дилетантов, которые хотят только быстрых и легких денег.

Схема сборки радиаторного трубчатого узла с байпасом из полипропиленовых труб

Схема сборки радиаторного трубчатого узла с байпасом из полипропиленовых труб

На схеме показано:

Ведро. 1 – стояк со стороны подачи теплоносителя. Соответственно, поз. 2 – тот же стояк, но с обратной стороны.

Переход от резьбовой части металлической трубы к полипропиленовой осуществляется с помощью фитингов (пункт 3).

Ведро. 4.1 – две секции полипропиленовых труб (здесь и на всех остальных участках необходимо использовать армированную трубу для горячей воды), наружным диаметром 32 мм.

Ведро. 4.2 – две детали наружным диаметром 25 мм.

Эти секции приварены к двум тройникам (поз. 5), для которых могут потребоваться переходники на нужный диаметр.

Ведро. 6 – сам байпас, изготовленный из куска армированной трубы наружным диаметром 20 мм.

Ведро. 7 – штуцер перехода на металлическую резьбовую часть кранов.

Ведро. 8 – на входе в радиатор ставится термостатический прямой кран (или клапан). Можно использовать и обычный шаровой кран, если нет необходимости регулировать уровень тепла.

Ведро. 9 – кран шаровой запорный – на выходе из радиатора.

Оптимальным решением подключения к радиатору, позволяющим быстро и легко его установить или демонтировать, является использование муфтового соединения с накидной гайкой – «американкой» (поз. 10). Очень часто они уже входят в комплект запорно-регулировочных устройств.

Ведро. 11 – радиатор отопления.

Диаметры труб могут быть разными – это зависит от параметров стояка отопления. Но рекомендуется соблюдать соотношение, указанное в тексте выше.

Сборочный чертеж аккумуляторного трубчатого узла из металлопластиковой трубы

Сборочный чертеж аккумуляторного трубчатого узла из металлопластиковой трубы

Схема сборки трубного узла с байпасом с использованием металлопластиковых труб отличается лишь применением специальных пресс-фитингов вместо сварных. В остальном список запчастей очень похож. На схеме видно, что при желании на входе в радиатор можно установить либо запорный клапан, либо блок управления термостатом.

Если сборка устройства будет осуществляться из стальных труб ВГП, то все зависит от навыков и предпочтений мастера. Это может быть сварная конструкция, но со съемным соединением на самих радиаторах (шайбы или удобнее «американские» гайки). Вполне возможно полностью смонтировать данное устройство на резьбовых соединениях, как показано, например, на рисунке ниже:

Весь узел труб, включая сам байпас, выполнен исключительно по технологии резьбового соединения

Весь узел труб, включая сам байпас, выполнен исключительно по технологии резьбового соединения

Кстати, в этом случае можно купить и готовую деталь – сам байпас с уже приваренными верхними и нижними горизонтальными патрубками. Такие устройства, рассчитанные на стандартные межосевые расстояния радиаторов, продаются в специализированных магазинах.

Металлический байпас можно собрать из двух тройников и куска трубы. Но можно купить и готовую деталь — с уже нарезанными в них сварными трубами и трубной резьбой

Металлический байпас можно собрать из двух тройников и куска трубы. Но можно купить и готовую деталь — с уже нарезанными в них сварными трубами и трубной резьбой

Возможно, вас заинтересует информация о том, как выбрать электрический котел для отопления

Еще один вопрос на тему трубчатых радиаторов – нужен ли байпас в двухтрубной системе отопления?

Нет, он там больше никакой роли не играет. Каждый радиатор полностью независим, так как «зависит» как от подающей, так и от обратной трубы. Такое параллельное подключение дает возможность в любой момент отключить или даже полностью разобрать заблокированный аккумулятор – на общую работу всей системы это не повлияет.

Двухтрубная система дороже и сложнее в монтаже, но у нее гораздо больше преимуществ. Его все чаще используют в многоэтажных домах, и если в вашей квартире установлена ​​именно такая система, вам не нужно думать об байпасе.

Правда, вы должны быть абсолютно уверены, что система двухтрубная. Дело в том, что может ввести в заблуждение наличие второй трубы, которая выполняет лишь роль стояка, обеспечивающего верхнюю подачу теплоносителя, но система остается однотрубной. Радиатор подключается последовательно к одной трубе, и в этом случае необходим байпас.

Не путайте – это не двухтрубная система. Одна труба просто транспортирует теплоноситель для подачи сверху, и требуется байпас.

Не путайте – это не двухтрубная система. Одна труба просто транспортирует теплоноситель для подачи сверху, и требуется байпас.

В двухтрубной системе радиатор обязательно подключается к двум разным стоякам – подающему и обратному. Объезд не будет играть никакой роли в такой ситуации.

Пример двухтрубной системы – байпас не нужен.

Пример двухтрубной системы – байпас не нужен.

Назначение обводного трубопровода

Основное назначение байпасной секции – поддержание циркуляции в теплотрассе в случае поломки подключенного агрегата или отключения электроэнергии.

Любое устройство, подключенное через байпас, можно отключить от гидравлической линии, просто закрыв два клапана – на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пройдет через перепускную трубу.

Отключенное от сети устройство можно легко отремонтировать или провести плановое техническое обслуживание. Вы можете его полностью отключить и заменить на новый. В этом случае нет необходимости останавливать систему и сливать всю охлаждающую жидкость.

В индивидуальной системе отопления байпас применяется в следующих случаях:

  1. Включение радиаторов в единый трубопровод;
  2. Обрезать циркуляционный насос;
  3. Подключиться к распределительному коллектору при монтаже водяных полов с подогревом;
  4. Организация малого циркуляционного контура с использованием твердотопливного котла.

В зависимости от места применения байпасное подключение имеет свои особенности.Байпасное подключение циркуляционного насоса
Традиционная обвязка циркуляционного насоса, где контур является частью основной магистрали. В нем установлена ​​запорная арматура, позволяющая обеспечить полный поток теплоносителя через насосный агрегат и исключить рециркуляцию

Ситуация #1 — для радиатора отопления

Радиаторы подключаются только через байпас в однотрубной системе.

Для двухтрубной системы и коллекторных линий вставлять байпасные трубы не имеет смысла. Батареи отопления в них соединены параллельно и каждая из них получает воду одной температуры непосредственно из питающей магистрали.

Выход из строя одного из контуров отопления, при наличии запорной арматуры, не влияет на работу остальной системы.

В однотрубной системе за счет последовательного подключения теплообменных элементов вода охлаждается по мере прохождения контура. Чем выше теплоотдача аккумулятора, тем холоднее будет жидкость на выходе.

Если в однотрубной разводке не предусмотрен байпас, то первый радиатор возьмет на себя максимум тепла и будет слишком горячим, а через последний будет протекать часть горячей воды.

Соединение подачи и обратки перемычкой возле каждой батареи делит ток на две части. Один идет к радиатору и выделяет тепловую энергию.

Другой, поддерживающий температуру, протекает по цепи и на выходе соединяется с током батареи отопления. Таким образом можно доставить достаточное количество тепловой энергии даже к последним радиаторам в цепи.

Байпасное подключение радиаторов
Целью байпаса в разводке однотрубного отопления, помимо возможности ремонта радиатора, является сохранение части тепловой энергии в основном потоке для более равномерного распределения между местными и районными отопительными приборами

Ситуация #2 — при подключении насоса

подключение циркуляционного насоса через байпас имеет смысл только в системе, адаптированной к самотечному потоку воды.

Должен быть установлен ускорительный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Для повышения эффективности в такой линии устанавливается циркуляционный насос.

Если система отопления изначально была спроектирована как принудительная, то при отключении электроэнергии или поломке насоса она в любом случае не сможет работать.

Без перегонной установки теплоноситель не будет циркулировать. Поэтому в такой линии насос устанавливается без байпаса – по прямой.

Особенностью подключения насоса через байпас является возможность возникновения противотока в байпасе и образования замкнутого циркуляционного контура в контуре байпасного насоса.

Поэтому в перепускной трубе необходимо установить запорную арматуру – шаровой кран или обратный клапан.

При работе насоса такое оборудование полностью перекрывает просвет перепускной трубы (клапан – автоматический, напорный – ручной). Если насос останавливается, байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

Исключением является инъекционный курс, конструкция и принцип работы которого исключают обратное движение жидкости.

Примеры насосных агрегатов с автоматическим байпасом
Байпасное подключение к гидронасосу можно выполнить самостоятельно, а можно купить готовый насосный агрегат. Тип проводки выбирается в зависимости от наличия свободного места

Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

Байпасная линия при подключении теплого пола является частью смесительного узла. Поэтому он используется постоянно, и без него теплый пол не будет нормально работать.

Вода в подающем трубопроводе может достигать 80°С, а в контуре теплого пола не должна превышать 45°С. Для приготовления теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, пропускающий только необходимое количество горячей воды.

Остальная часть потока проходит через байпас, смешивается с остывшей водой, которая выходит из коллектора и продолжает по магистрали к котлу.

Байпас на коллекторе водяного теплого пола
Трехходовой клапан, установленный перед входом в коллектор, пропускает ровно столько теплоносителя, сколько необходимо для нагрева воды в полах с подогревом до комфортной температуры. Излишек горячей жидкости уходит обратно в магистраль по контуру

Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

Посредством байпаса в трубах твердотопливного котла образуется малый контур циркуляции теплоносителя. Байпас с одной стороны подключается к подающему трубопроводу с максимально нагретым теплоносителем, а с другой – к трехходовому клапану, установленному на обратной линии.

Клапан смешивает охлажденную воду, поступающую из контуров теплопередачи, с горячим теплоносителем из циркуляции. В котел подается жидкость, температура которой не ниже 50 °С.

Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при попадании в котел холодной воды на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к коррозии и быстрому выходу из строя отопительного агрегата.Котельные трубы для твердого топлива
Для работы твердотопливного котла образуется малый циркуляционный круг. Байпас играет в этом случае ключевую роль

Через перепускную секцию горячая вода поступает в смесительный клапан для нагрева поступающей из системы жидкости до температуры, препятствующей образованию конденсата и коррозии на стенках котла

Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления

Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса

Еще не так давно автономные системы отопления в частных домах в основном создавались по принципу естественной циркуляции теплоносителя по контурам. Во многом это было вызвано большой нехваткой насосного оборудования и высокой стоимостью таких насосов. Но сейчас ситуация кардинально изменилась, и многие владельцы даже меняют свои старые системы принудительной циркуляции, благо – это совсем не сложно.

использование циркуляционного насоса дает множество различных преимуществ, но есть и очень существенный недостаток – он энергозависим. В населенных пунктах, где отключения электроэнергии происходят довольно часто, необходимо принять определенные меры, чтобы в случае более длительного отключения электроэнергии вы вообще не остались без отопления.

И эти меры скрыты в функциях рекомендуемого трубопровода циркуляционного насоса. Конструкция насосного агрегата должна предусматривать два режима работы: с принудительной и естественной циркуляцией.

Конструкция насосного агрегата может незначительно отличаться – его можно собрать самостоятельно или купить уже готовый. Самое главное в его сути. Для естественной циркуляции предусматривается прямой проход жидкости по трубе (обычно устройство располагается на обратке возле котла, но это не является обязательным требованием). При работе насоса теплоноситель проходит через него, и прямой путь перекрывается. Все просто до невозможного!

Изменить направление потока теплоносителя можно вручную – тогда на прямом участке трубы устанавливается запорный шаровой кран. Вместо такого крана может быть и автоматический клапан – он сам среагирует на отсутствие принудительного потока через байпас, и откроет основной проход. Существуют схемы с так называемым инжектором, но они не нашли широкого применения.

Ну и байпасный насос с обеих сторон окружен кранами – они необходимы для свободного демонтажа устройства, если возникнет такая необходимость. Когда краны закрыты, насос можно снять, не опорожняя весь контур системы.

Для чего нужен циркуляционный насос и как его правильно выбрать и установить?

Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя выгоднее во всех отношениях – она экономичнее, проще в управлении и легче настраивается.

Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»

«Теплые полы» на водной основе стремительно набирают популярность среди домовладельцев и требуют особого температурного режима. Это значит, что необходимо специальное устройство, где теплоноситель доводится до «кондиции», т.е до допустимого уровня тепла в контурах, проложенных глубоко в полу. Элементом такого устройства всегда является байпас – перемычка, служащая для обеспечения подмешивания остывшего теплоносителя из обратного трубопровода в поток из подающего трубопровода.

Как правило, байпас в таких устройствах подключается к трехходовому клапану или терморегулятору. Именно этот узел «управляет» количеством остывшего теплоносителя из обратки, который по байпасу подается в смесительный узел.

Байпас подключен к трехходовому термостату-регулятору

Конечно, объяснение несколько упрощено, но это потому, что на страницах нашего портала изготовлению смесительного узла для системы теплого пола уделяется особое внимание.

Можно ли установить смесительный узел для «теплого пола» самостоятельно?

Да, и это не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Если вы решили собрать смесительный узел для «теплого пола» своими руками, перейдите по этой ссылке на соответствующую статью-инструкцию.

Байпасную перемычку можно поставить и на коллекторе «теплого пола» или на проводах по контурам радиаторов отопления – она часто соединяет «гребенки» нижнего и обратного коллектора. Здесь байпас имеет немного другую роль.

Байпас с балансировочным клапаном между «гребенками» коллекторов позволяет точно регулировать необходимый уровень давления в них, избегая скачков давления, гидроударов, зон вакуума и т.п.

Дело в том, что насос создает общее давление в коллекторе, и его необходимо регулировать для каждого контура отдельно в зависимости от его характеристик: диаметра, длины и т д. – для этого предусмотрены специальные регулировочные клапаны. В процессе работы автоматические контуры могут временно перекрывать или даже полностью блокировать некоторые из них. Но чтобы эти различия не влияли на работу насоса, чтобы не создавались ненужные области повышенного давления или обратного вакуума, чтобы предотвратить даже возможность гидроудара, необходимо иметь устройство, нейтрализующее все подобные различия. Эту функцию выполняет байпас между подающим и обратным коллекторами.

Дополнительные циркуляционные насосы

Циркуляционный насос (далее ЦН) обычно устанавливается на обратном трубопроводе теплоносителя (обратке). Классическое место для врезки байпаса с установленным насосом – возле газового, электрического, дизельного, твердотопливного котла, но это не может быть правилом. Например, для двухэтажного дома мощности встроенной или околокотельной системы центрального отопления может не хватить, и тогда ее устанавливают на втором этаже, чтобы обеспечить правильный подъем воды. Кроме того, центральный насос может быть встроен во внешнее крыло здания, чтобы обеспечить плавную циркуляцию жидкости по трубопроводу.

Варианты движения теплоносителя
1 – контур отопления работает в режиме байпаса; 2 – байпасная труба выполняет функцию байпаса

Как упоминалось выше, в качестве байпаса можно использовать как основную, так и байпасную ветвь схемы (см изображение выше). Чаще всего участок под центральный проход и основной проход имеют разные диаметры, но это не обязательно. Учитывая принудительное всасывание жидкости, диаметр байпаса с насосом обычно меньше, например байпас Ø 32 мм, а на центральном насосе — 25 мм. Но здесь следует отметить, что не только расчеты, но и многолетний опыт сантехников свидетельствуют о том, что диаметр труб у этого агрегата должен быть разным.

Примечание! Материал сборки может быть разным. Например, в доме, где уже давно смонтирован стальной контур отопления, возникла необходимость установить систему центрального отопления. При этом контур для циркуляционного насоса может быть изготовлен не только из стали, но и из ППР (полипропилена) PN20 или PN25. Вам нужно только правильно подобрать Dy (внутренний диаметр), хотя в небольших системах допустимо (и практичнее) ориентироваться на Dn (внешний диаметр).

Сборка и монтаж

Детали заводского байпаса
После покупки байпаса для вашего центрального отопления вам нужно будет установить его самостоятельно. Источник scparts.co.uk

Если вас интересует автоматический байпас, то это из области фантастики: полый профиль или байпас не может быть автоматизирован, так как представляет собой всего лишь кусок металла (стали, меди, латуни) или полипропилена. Если речь идет об установке центрального насоса, то это устройство можно приобрести в магазине, и оно заранее оснащено патрубками для крепления насоса. Если у вас металлический контур отопления, это очень удобно, но когда трубы из ППР, то это устройство придется сваривать самостоятельно, но это не так уж и сложно.

Перед сборкой определитесь, чем вы хотите обмотать стыковочные узлы: фум-лентой или пяткой. Старые сантехники времен Советского Союза всегда выступают за второй вариант, но многолетняя практика показывает, что оба материала прекрасно подходят для этой цели, а фумка гораздо практичнее в работе. Но какой бы материал вы ни предпочли, сантехническая паста «Унипак» никогда не будет лишней – ее намазывают скотчем или паклей, чтобы обеспечить надежное соединение (без протечек).

Стрелка в центре
Стрелка на насосе должна совпадать с направлением охлаждающей жидкости.

После полной сборки данного блока (байпас и центральное управление) обратите внимание на направление стрелки на корпусе насоса (это хорошо видно на верхнем рисунке). В нем должно быть указано направление потока теплоносителя, а поскольку установка осуществляется на обратку, то она будет «к котлу». Помните об этой важной детали и тогда лопатки турбины будут вращаться в режиме всасывания, и это правильный вариант.

Врезка осуществляется по-разному: кто-то нарезает резьбу и монтирует ее с одной стороны на ракель, с другой на американку (оптимальный вариант), кто-то соединяет трубы сваркой (газовой или электрической), а кто-то прикрепляет сборку к резиновой муфте зафиксируйте хомутами, предварительно смазав герметиком. Здесь уместен любой вариант: давление в автономных системах отопления низкое (всего 1,5-2 атм), и вода уже не горячая.

Отступив от котла хотя бы на полметра, пометьте обратный патрубок теплоносителя для слива. Сделать это несложно: достаточно прикрепить ранее собранный узел и сделать отметки чертилкой или маркером. Затем строго по разметке с помощью болгарки с отрезным диском ампутируют часть трубы. Если все было сделано без ошибок, то узел встанет в посадочное место, а возможно, придется его даже забить. Исключение составляет ситуация, когда установка производится с помощью американки и привода – отверстия вполне приемлемые, но не более 0,5-3,0 мм.

Установка завершена
Остается только запустить центральную станцию ​​и протестировать систему

На картинке выше показан собранный агрегат – осталось только закачать теплоноситель в систему, включить насос в розетку и проверить работу схемы. Здесь байпас играет иную роль, чем перемычка на аккумуляторе. В нашем случае вода не сбрасывается: она может циркулировать по основному контуру в обычном режиме или разгоняться турбиной двигателя (работает на всасывание, иногда на подачу). Получается, что при отключении системы центрального отопления нагрев системы будет менее интенсивным из-за малой скорости теплоносителя.

Однотрубные системы

Альтернативы решений
Слева: встроенная перемычка; справа: встроенный радиатор

Байпас в системе отопления с моноконтуром обычно ставят для уменьшения теплопотерь: часть воды отводится в основную трубу, не попадая на ребра радиатора, поэтому жидкость при движении меньше охлаждается. Но у этого варианта есть существенный недостаток: аккумулятор не нагревается до нужной температуры.

Самая эффективная однотрубная система – «Ленинградка», но устанавливать там более трех-четырех батарей нежелательно – если количество увеличится, все последующие радиаторы будут неэффективны. Но для высотных зданий такие конструкции не подходят, поэтому основные линии там имеют диаметр 50-75 мм, а изгибы и обводы — 20-25 мм, то есть в два-три раза меньше.

С запорными клапанами
Смеситель позволяет отводить воду через радиатор

К сожалению, в многоэтажных домах системы отопления не всегда соответствуют требованиям СНиП и ТУ (то ли проектировщики просчитались, то ли монтажники проявили недобросовестность). Эта проблема знакома многим: в квартире холодно, а коммунальщики ничего не могут сделать. В таких случаях отчаявшиеся жильцы перерезают кран на самом байпасе, чтобы перенаправить поток теплоносителя прямо через радиатор. Конечно, это не панацея, поскольку закрытый байпас на радиаторе отопления принесет пользу жильцам этой квартиры, но причинит вред соседу – к нему потечет более холодная вода. Отсюда можно сделать вывод: перепускной клапан – это экстренная мера, лучше оставить его при первой же возможности.

Примечание: на вопрос «нужен ли байпас для двухтрубной системы отопления» ответ однозначно будет отрицательным. В таких конструкциях жидкость отводится в обратку прямо через радиатор.

Использование байпаса. Два основных случая

Хотя однотрубная система отопления морально устарела, она до сих пор довольно часто применяется в зданиях, построенных в прошлом веке. Недостаток не только в том, что система зачастую не способна обеспечить необходимый уровень тепла, но иногда работа оказывается слишком эффективной: помещение очень тесное и находиться в нем некомфортно. Установка байпаса – самое простое и эффективное решение в данной ситуации. Установка агрегата даст возможность регулировать температуру в доме.

Трехходовой или радиаторный термостат может изменять количество теплоносителя между обогревателем и стояком. Байпас нужен для распределения теплоносителя между ними. Получается, что байпас позволяет одновременно транспортировать теплоноситель через стояк и к отопительному прибору. Также при отсутствии этого элемента ремонт аккумулятора без отключения всей части системы будет невозможен.

Зачастую в современных системах отопления невозможно обойтись без использования циркуляционного насоса. В этом случае система становится энергозависимой, поскольку без электричества насос не сможет функционировать. Спасительная роль байпаса в этом случае важна и в то же время проста, ведь как только погаснет свет, достаточно перекрыть краны подачи теплоносителя к насосу и открыть кран на центральной трубе. Байпас, оснащенный клапаном, может выполнять эти процедуры автоматически. Эти простые действия позволяют перевести систему отопления в режим естественной циркуляции.

Смешанные системы отопления

Комбинированная система отопления
1 – котел; 2 – радиаторы; 3 – водяной пол с подогревом; 4 – коллектор; 5 – трехходовой клапан; 6 – обход источника remontu.com.ua

Чтобы понять, зачем нужен байпас в системе отопления при совмещении радиаторов (2) с водяным теплым полом (3), нужно понять, как он работает. Так из котла (1) теплоноситель течет в двух направлениях, но крыло № 2 всегда будет требовать более высокую температуру, чем крыло № 3. Так будет всегда, независимо от типа котла и его воздействия.

Чтобы в подающую трубу (А) в направлении №2 поступала более теплая вода, чем в коллектор (4), туда вставлен автоматический трехходовой клапан (5). На схеме указаны температурные режимы 70°С и 50°С, поэтому и начнем с них (выбор режима можно изменить по вашему желанию).

Принцип трехходового клапана
На схеме показано положение открытого клапана

Теперь посмотрим на схему работы трехходового клапана выше (схема перепуска тоже есть), и будем исходить из температурного режима, указанного выше. Вы устанавливаете температуру на котле 70°С, а на термостате клапана 50°С, но это устройство не может уменьшить нагрев. Теплоноситель из котла поступает именно с этим показателем, проходит через клапан, систему теплого пола и возвращается по обратке, но при этом жидкость также попадает в бункер и контактирует с электронным датчиком термоголовки.

Схема трехходового клапана
Детали, расположенные внутри клапана

Как только жидкость в системе теплого пола нагреется выше 50°С, датчик сработает и закроет клапан, выпустив горячую воду в обратку, мимо лопатки №3. То есть схема установки байпаса останется прежней то же самое, но стрелка рядом с ним будет указывать в противоположном направлении. При понижении температуры теплоносителя в крыле №3 ниже 50°С датчик термоголовки подаст сигнал, трехходовой клапан переключится, и байпас сработает в том же направлении (на сброс воды). Цикл повторяется все время.

Трехходовой клапан
Детали, расположенные внутри смесителя

Поэтому автоматического байпаса нет, так как это всего лишь байпасная труба и не более того. Кроме того, трехходовой клапан можно заменить трехходовым краном, но поток необходимо отводить вручную. Чтобы как-то упростить себе жизнь и избавиться от круглосуточного наблюдения за этим механизмом, его просто устанавливают в полуоткрытом положении. Так байпас на трубе котла будет постоянно активирован: часть горячей воды будет течь по контуру теплого пола, а часть будет выпускаться в обратку, тем самым снизив температуру в крыле №3 по сравнению с крылом №2.

Разновидности труб-перемычек

В тепловой сети устанавливаются перемычки трех типов. Они различаются по способу регулирования. Поэтому они имеют свои конструктивные особенности.

Ручное регулирование

Этот тепловой байпас устанавливается вместе с шаровыми кранами. Два запорных изделия монтируются на ответвлении, а одно – на основной линии. Именно с их помощью осуществляется управление потоками. Установленная арматура управляется вручную. В открытом положении клапаны не препятствуют изменению гидравлического давления. Таким образом, схема продолжает функционировать в прежнем режиме.

Вариант байпасного блока с тремя кранами

Если шаровой кран на основной линии закрыт, ток проходит через трубку-перемычку. При необходимости изменения направления теплоносителя арматуру на байпасе на основном трубопроводе закрывают и открывают.

Важно! Шаровые краны необходимо закрывать и открывать через определенные промежутки времени, чтобы предотвратить прилипание поверхностей запорного механизма друг к другу. В противном случае повернуть ручку клапана будет невозможно. Приходится прилагать очень большие усилия, что может привести к повреждению целостности запирающего шарового механизма.

Такие байпасы устанавливаются в системе отопления частного дома. Если в квартире многоэтажного дома установлена ​​перемычка трубопровода и 3 крана, существует вероятность случайного отключения всей арматуры. Это отключит отопление соседей. Этот метод регулирования расхода применяется и при подключении электронасоса к контуру отопления из одной трубы.

Установлен байпасный блок с тремя кранами и насосом

Автоматическое регулирование

Этот метод управления предполагает использование гидроэлектрического насоса. Такое оборудование ускоряет ток, помогает снизить теплопотери и повысить КПД, что улучшает равномерный прогрев помещений. Монтаж байпаса в системе отопления осуществляется для подключения насосного устройства.

Автоматическое регулирование не предполагает участия человека в процессе перенаправления тока. Он меняет направление в зависимости от заданной температуры охлаждающей жидкости. Если электронасос включается, основная линия заблокирована. Когда циркуляционное устройство перестанет работать, ток будет двигаться прямо, не попадая в цепь.

Схема движения жидкости в циркуляционной линии

Такая установка байпаса в системе отопления особенно актуальна для домов, где часто случаются отключения электроэнергии. Ведь наличие электронасоса делает тепловую цепь энергозависимой. Если альтернативного варианта подачи электрической энергии не будет, обогрев помещения прекратится, поскольку жидкость перестанет двигаться по внутренней сети. Однако этого не происходит, когда теплоноситель может двигаться другим путем, минуя насосное устройство. Другими словами, в контуре отопления он начинает двигаться по принципу естественной циркуляции.

На заметку! Наличие перемычки также позволяет выполнить ремонт циркуляционного узла, не останавливая работу всей системы отопления дома.

Разобравшись с тем, как работает байпас в системе отопления с электронасосом, чтобы полностью разобраться в теме, нужно еще рассмотреть клапан и инжекторный способ автоматического регулирования. Первый вариант раздачи жидкости предполагает установку кранов в циркуляцию. Благодаря такой конструкции снижается гидравлическое сопротивление. Поэтому, когда вода движется под действием силы тяжести, вода будет двигаться максимально свободно.

Байпасный блок с управлением клапаном

При работе насосного агрегата давление в сети увеличивается. Это приводит к увеличению скорости движения теплоносителя. Вода, прошедшая по байпасу, возвращается обратно в магистраль. Если насос установлен на подающей стороне, жидкость течет после перемычки к радиаторным блокам. Чтобы он двигался в нужном направлении, также устанавливается обратный клапан.

На заметку! Задвижковые бункерные трубопроводы с электронасосным агрегатом чувствительны к уровню загрязнения воды. Устройства могут выйти из строя из-за ржавчины, покрытий и отложений. Во избежание аварийной ситуации установите фильтр грубой очистки. Сливной кран также будет хорошей идеей.

Перемычка нагнетательного трубопровода автономного отопления работает по схеме гидроподъемника. В прямую основную трубу врезается электронасосный агрегат так, чтобы вход и выход продолжались внутри основной трубы отопления. Таким образом, в начале схемы получается диффузор, а в конце – сопло.

Конструкция и работа блока перепуска впрыска

При работе насоса часть воды попадает в диффузор, за счет этого увеличивается скорость. В результате он быстрее проходит через насосный агрегат. Ускоренная жидкость через сопло возвращается в основную магистраль и увлекает за собой воду из прямолинейной трубы, которой передается кинетическая энергия теплоносителя из циркуляции. В результате объединенный поток движется с большей скоростью вдоль теплового контура корпуса.

Байпас впрыска в системе центрального отопления также увеличивает подачу горячей воды. В такой тепловой сети также необходимо поддерживать чистоту теплоносителя путем установки фильтрующих элементов.

Нерегулируемая работа трубы-перемычки

Этот метод управления предполагает установку байпаса в систему отопления без установки дополнительных устройств, в том числе арматуры. Этот байпас выглядит как обычная часть трубопровода. Его работу невозможно контролировать. По этой обводной трубе постоянно движется теплоноситель. Обычно на батарее отопления имеется перемычка.

Фиксированная перемычка байпаса

Этот вариант байпаса монтируется вертикально. Он не позволяет остановить работу всего контура отопления в доме при необходимости замены или просто отключить батарею при необходимости понизить температуру в помещении.

При вертикальной установке используйте отрезок, диаметр которого должен быть немного меньше сечения контура трубопровода. Если делается горизонтальная врезка, подключают трубу того же сечения, что и магистраль. В этом случае теплообменник подключается с помощью труб меньшего диаметра.

Читайте также: 5 Лучших материалов для дорожек между грядками

Оцените статью
Блог про Arduino