- Технология устройства бетонной стяжки в гараже
- Устройство смотровой ямы
- Подготовка основания
- Выбор марки бетона и приготовление раствора
- Устройство гидроизоляции (если требуется)
- Демпферный шов
- Армирование
- Установка маяков
- Заливка бетона
- Устройство финишного покрытия
- Обустройство смотровой ямы
- Выбор марки бетона и приготовление раствора
- Гидроизоляция
- Как правильно и ровно залить бетонную стяжку своими руками?
- Как сделать подушку по грунту?
- Пароизоляция
- Гидроизоляция
- Утепление
- Армирование
- Материалы и инструменты для бетонного пола
- Можно ли сделать утепленный бетонный пол в гараже
- Армирование
- Бетонный пол в гараже своими руками – пошаговая инструкция
- Список инструментов
- Подготовка котлована
- Гидро- и теплоизоляция, подготовка армирующей решетки
- Бетонный пол в гараже – разница между марками цемента
- Видео — Как сделать бетонный пол с ямой в гараже
Технология устройства бетонной стяжки в гараже
В зависимости от размеров помещения бетонную массу можно укладывать механическим или ручным способом. Для небольших помещений вполне подойдет ручной способ. Работу можно выполнить в приемлемые сроки, без использования специального оборудования, что позволяет сделать стяжку самостоятельно и за приемлемую цену.
Выравнивание в гараже можно выполнить вручную
Механизированное производство бетонной массы применяется при больших площадях покрытия. Ручное производство в таких условиях займет очень много времени и приведет к неоправданному увеличению трудозатрат.
Механизированная заливка стяжки предполагает использование специальной пневмомашины. Данной машиной должен управлять обученный человек.
Устройство смотровой ямы
Наличие смотровой ямы в гараже значительно облегчает самостоятельный ремонт автомобиля. При наличии смотровой ямы можно пригласить специалиста для ремонта или осмотра на месте. Яма также может пригодиться для временного хранения запчастей или других вещей.
Смотровая яма поможет вам провести ремонтные работы самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса
Устройство смотровой ямы производится перед началом укладки стяжки. Размеры ямы изготавливаются с учетом размеров автомобиля и роста владельца:
- длина должна быть такой, чтобы можно было спуститься в яму, когда там уже припаркован автомобиль, но не доходить до 1 м от стен и ворот гаража;
- ширина 80-90 см, в зависимости от расстояния между колесами автомобиля и габаритов владельца, необходимо добавить ширину кладки и гидроизоляции (30-40 см);
- глубина делается по росту человека с добавлением запаса 30-40 см.
Основные элементы смотровой ямы в гараже
Выкапывая грунт по отмеченным размерам, необходимо следить за тем, чтобы стены были вертикальными и ровными. При достижении необходимой глубины грунт уплотняется с помощью ручной трамбовки. После этого стенки и дно ямы покрывают гидроизоляционным материалом: рубероидом, полиэтиленом или специальной пленочной гидроизоляцией. Полосы рубероида необходимо укладывать внахлест 15-20 см и промазывать битумной мастикой в местах стыков.
Смотровая яма должна хорошо вентилироваться, поэтому вентиляционные трубы прокладывают до укладки стен. Трубы устанавливаются таким образом, чтобы конец был на 10-15 см выше предполагаемой стяжки пола ямы, а конец другой трубы — на 10-15 см ниже верха ямы.
Вентиляционные трубы размещаются на одной стороне смотровой ямы. Оптимальное размещение труб – это размещение их на противоположных узких сторонах ямы. Если трубы установлены с одной стороны, они должны быть обращены к улице на разной высоте.
На дно ямы устанавливается армирующая сетка. Высота арматуры должна быть такой, чтобы верхняя часть перекрытия была выше арматуры на 4 – 6 см. Период первоначального высыхания стяжки должен длиться не менее 7 дней, только после этого можно приступать к кладке стен.
Все дно ямы укреплено армированной стяжкой
При возведении стен в кладку встраивают вентиляционные трубы. Высота кладки должна быть такой, чтобы совпадать с высотой будущего массива пола в гараже. Когда она будет готова, верх кладки закрывают стальным уголком 10х10 см, соединенным по углам сваркой и укрепляемым 1-2 поперечными раскосами.
Подготовка основания
Иногда пол заливают бетоном прямо на земле, но вот только грунт не является достаточно надежным основанием, поэтому правильнее будет сделать прочную песчано-щебеночную подушку. Перед установкой такой подушки удаляется плодородный слой, содержащий большое количество органики и микроорганизмов.
Удаление грунта внутри гаража
Чтобы понять, на какой глубине отбирать лишний грунт, необходимо определить нулевой уровень пола. Как правило, это делается на уровне гаражных ворот. Толщина слоя выравнивающей смеси при наличии автомобиля в гараже – 10 см, слоя щебня – не менее 10 см, песка – не менее 5 см.
Если стяжка перед использованием просто обработана пропиткой или краской, такой глубины вполне достаточно. Для отделки плиткой или плитами добавляется необходимая толщина.
Используйте трамбовку, чтобы тщательно уплотнить основание
После отбора проб грунта будущий пол гаража тщательно выравнивается и утрамбовывается. Дно ямы засыпают слоем песка высотой 5-8 см. Песок необходимо увлажнить и уплотнить. Следующий слой – щебень. Полученную подушечку снова аккуратно сжимают.
С помощью конструкции или лазерного уровня размечается высота будущей стяжки. Поверхность стяжки устанавливается с небольшим уклоном в сторону нулевого уровня (2 см на погонный метр длины). Уклон облегчит во время эксплуатации удаление мусора при уборке и воды, попадающей в гараж. Разметка уровня готовой стяжки наносится на стены по периметру гаража.
Для облегчения работы по периметру стен наносится разметка
Выбор марки бетона и приготовление раствора
Растворы, используемые для заливки стяжки, достаточно разнообразны, поэтому стоит понимать особенности их монтажа, время высыхания и цену.
- Монолитная бетонная плита. Самый популярный вид стяжки, допускающий как самостоятельное приготовление и нанесение, так и механическую заливку. Прочность такой стяжки соответствует стандарту М200, а толщина стяжки не должна быть меньше 10 см. Применяется с обязательным армированием слоя. Полное время высыхания составляет 28 дней.
- Железобетонный пол. Они имеют повышенную прочность, эквивалентную М500, кроме того, в состав входит эластобетон -А. Толщина нанесения – от 4 см. Такой бетон можно заливать без армирования. Время высыхания – до 8 суток;
- Армированный пескобетон. Прочность – М400. Остальные показатели такие же, как для железобетона; время полного высыхания 28 дней.
- Фибробетон. Содержит эластобетон и волокно. Прочность соответствует М200. Минимальная толщина отливки 4 см. Для армирования можно использовать арматуру. Полное заживление за 28 дней.
Особенности укладки растворов, используемых для выравнивания в гараже
Устройство гидроизоляции (если требуется)
Когда возникает вопрос, делать ли гидроизоляцию, ответ – делать это. Процесс не отличается особой сложностью и затратами, но защищает владельцев гаражей от повышения уровня грунтовых вод, протечек воды из-за таяния снега или продолжительного сильного дождя.
Гидроизоляционный слой укладывается на подготовленное и утрамбованное основание. В качестве материалов используются рубероид или полиэтилен. Гидроизоляция должна перекрывать стены гаража. Высота перекрытия 20-30 см.
В качестве гидроизоляции можно использовать рулонные материалы: рубероид или полиэтилен
Демпферный шов
Чтобы предотвратить растрескивание готовой стяжки от перепадов температуры и влажности, по краю по периметру стен гаража укладывают демпферную ленту. Размер ленты выбирают таким, чтобы она выступала из готовой стяжки на 5-7 см. В конце работы, после полного затвердевания стяжки, выступающую часть подрезают заподлицо.
Лента-затвор предотвратит растрескивание готовой стяжки
Армирование
Пол в гараже подвергается достаточно сильным и неравномерным нагрузкам, поэтому усиление стяжки – обязательный этап производства.
Для армирования можно использовать армирующую сетку размером от 10х10 см до 20х20 см. Для изготовления такой сетки используются металлические стержни толщиной от 6 до 12 мм. Сетка в узлах закрепляется сваркой или скручивается мягкой трикотажной нитью. Сетка размещается на расстоянии 5 см от стенок и краев смотровой ямы.
Для армирования пола в гараже понадобится металлическая сетка с размерами ячеек 10х10 или 20х20 см
Кроме того, арматуру необходимо приподнять над гидроизоляцией на 2 – 3 см. Для этого под него подкладывают стойки из пенопласта, кирпича или металла.
Установка маяков
Для фиксации товара на узлах арматуры штабелями укладывают густой цементный раствор. На эти горки раскладывают деревянные рейки или специально предназначенный для этой цели металлический профиль и вкапывают их до отмеченного уровня.
Чтобы маяки можно было легко снять, после высыхания раствора их обильно смазывают любым синтетическим маслом.
Чтобы пол гаража был абсолютно ровным, по маякам делают стяжку
Заливка бетона
Готовый раствор заливают между маяками так, чтобы он слегка их покрывал. После этого по маякам натягивают металлическое правило, стягивая лишний слой бетона. Правило следует прикладывать равномерно, сильно нажимать с обеих сторон. После заливки стяжки и высыхания в течение 24 часов маяки снимают, а образовавшиеся дорожки заделывают раствором и выравнивают до уровня стяжки.
Для обеспечения равномерного высыхания готовую стяжку сверху накрывают полиэтиленовой пленкой или засыпают слоем увлажненных опилок. Через 2 недели пленку или опилки удаляют. Затем стяжка сохнет в открытом состоянии. Для окончательного высыхания потребуется еще 3 недели.
Устройство заливки стяжки в гараже
Устройство финишного покрытия
Окончательную отделку бетонного массива можно производить несколькими способами:
- Покраска – быстрый метод отделки. Недостатком такого покрытия является низкая износостойкость, что потребует периодической перекраски.
- Пропитка – обработка стяжки специальным защитным составом. Эта обработка создает на поверхности тонкий и прочный блестящий слой.
- Наливной пол – довольно дорогое покрытие, но его гарантированный срок службы в 40 лет окупает стоимость. Такое покрытие негорючее, легко чистится и обладает очень высокой прочностью. Поверхность наливного пола идеально ровная. Технология нанесения не сложна и может быть выполнена своими руками.
- Облицовка керамической плиткой также является дорогостоящим методом, так как покупаемая плитка для пола должна иметь класс износостойкости не ниже 5 и, кроме того, для неотапливаемого гаража она должна быть морозостойкой. Эти недостатки компенсируются презентабельным внешним видом, легкостью чистки и отсутствием пыли.
- укладка деревянных полов – доступная альтернатива, экологически чистая, простая в укладке, а также изолирующая бетонный массив. Недостаток – низкая прочность, не позволяющая эксплуатировать более 5 лет. Еще один недостаток – низкая огнестойкость.
Обустройство смотровой ямы
Ни один автовладелец не будет спорить с тем, что смотровая яма – обязательная особенность любого гаража. С помощью смотровой ямы проводятся как профилактические, так и ремонтные работы, поэтому ее необходимо правильно обустроить.
Порядок работы следующий:
- Сначала подготавливается яма. Это можно сделать еще на этапе обустройства фундамента, используя специальное оборудование – это будет гораздо проще и быстрее. Однако котлован часто выкапывают самостоятельно, и у этого варианта есть явное преимущество – яма создается после того, как будут установлены стены и крыша, поэтому вам не придется беспокоиться о переменах погоды.
- Следующий этап – подготовка дна ямы. Поверхность почвы необходимо уплотнить трамбовкой. Затем дно засыпается гравием и уплотняется, в результате чего образуется гравийная подушка толщиной около 10 см. Чтобы полученная поверхность была ровной, необходимо следить за уровнем, для чего по периметру ямы с шагом ок. 80 см.
- Когда слой гравия уплотнится, поверх него насыпают песок. Толщина уплотненной песчаной подушки должна составлять ок. 10 см. После уплотнения песка можно двигаться дальше.
- Следующий шаг – установка гидроизоляции, необходимой для защиты гаража от влаги и плесени. Как правило, при обустройстве пола в гараже используют толстую полиэтиленовую пленку – ее свойств достаточно для защиты конструкции от влаги. Листовой материал необходимо укладывать таким образом, чтобы нахлест на стены составлял около 50 см. Для соединения отдельных листов гидроизоляции используется строительная лента.
- Затем возводятся стены ямы. Для этого используют кирпич или бетонный раствор. В первом случае на дно ямы укладывают армирующую сетку, а стены обкладывают кирпичом и штукатурят. При использовании бетона для создания стен необходимо использовать армирующую сетку по всей площади. Кроме того, при заливке стен бетоном сетку устанавливают в два слоя так, чтобы расстояние между ними определяло толщину стен (подробнее: «Заливка пола бетоном в гараже – как правильно сделать с помощью своими руками»).
- После укладки арматуры на пол ямы конструкцию заливают бетоном. Чтобы добиться максимальной прочности пола, в бетонный раствор необходимо добавить гравий. Пол смотровой ямы необходимо выровнять, но добиться идеально гладкой поверхности не следует – он предназначен исключительно для прогулок.
- Когда раствор застынет, у нижней части стены устанавливают опалубку. Высота должна быть около полуметра. В свободное пространство заливается бетон, а после его застывания опалубку приподнимают еще на полметра и снова заливают. Операцию повторяют до полного заполнения стен.
- Последнюю часть опалубки необходимо установить так, чтобы уровень стены был равен расчетному уровню чистового пола. Чтобы закрепить опалубку между стенами, необходимо разместить распорки. Снимать опалубку на каждой ступени откоса можно только после полного застывания раствора.
- Также вокруг ямы потребуется установить опалубку так, чтобы ее высота соответствовала уровню чистового покрытия. Внутри конструкции устанавливается арматура, после чего опалубка заполняется бетоном.
- Застывший раствор на участке вокруг ямы необходимо закрыть по периметру металлическим уголком. Его заделывают в раствор, а края конструкции соединяют сваркой.
Полное затвердевание бетона занимает около месяца, но ждать так долго совершенно бессмысленно – после заливки смотровой ямы можно сразу приступать к обустройству основного пола.
Выбор марки бетона и приготовление раствора
На выбор качества бетона влияют расчетные нагрузки на пол гаража и вес автомобиля. В среднем вес легковых автомобилей составляет до 1500 кг, а вес внедорожника – до 2000 кг. Расчеты основаны на стандартных функциональных размерах гаража: ширина 4 м, длина 6 м, высота 2,5 м.
На выбор качества бетона влияет глубина залегания грунтовых вод. Если во время весеннего паводка они доходят до монолитной плиты перекрытия, специалисты рекомендуют использовать бетон марок М200, М250, М300. Нельзя делать основание из бетона М100, так как в момент температурных колебаний прочность материала снижается, и велика вероятность просачивания воды в микрокапиллярную структуру бетона.
Марки бетона:
- М150 с добавлением волокна. Подходит для устройства пола гаража для легкового автомобиля (до 1000 кг и чуть больше). Применяется бетон М150, прочностью В10, В12,5. Состав на 1 м3/кг: цемент – 230; песок – 750; щебень – 1100; вода – 150; пластификатор – 2,5; клетчатка волокна — от 0,9 до 1,5. Затвердевает через 1,5-2 часа.
- М200. Используется для устройства полов в гаражах легковых автомобилей и внедорожников. Имеет среднюю прочность (В15) и хорошую износостойкость. Оптимальное соотношение цены и качества. Ориентировочный состав на 1 м3/кг: цемент – 267; мытый песок – 850; щебень (средняя фракция) – 1030; умягчитель — 4,5 — 4,8. Набор — до 2,5 часов.
- Бетоны марок М250 и М300 обладают повышенной влагостойкостью, прочностью и устойчивостью к перепадам температур. Подходит для устройства полов в гаражах для хранения тяжелых транспортных средств. Время схватывания: до 2 часов.
Монолитная бетонная плита перекрытия гаража полностью затвердевает за 28–50 дней, в зависимости от марки и температуры окружающей среды.
Для улучшения качественных характеристик бетона в него добавляют пластификаторы (улучшают вязкость), армирующие добавки (например, стекловолокно), присадки (повышает морозостойкость, скорость схватывания и другие параметры).
Онлайн-калькуляторы помогут рассчитать количество материалов, необходимых для изготовления бетона необходимого качества.
Гидроизоляция
Гидроизоляция пола перед стяжкой
Всем известно о способности воды опускаться, но вода может и подниматься за счет капиллярного подъема. Изолятором может служить стеклорубероид, рубероид, фольгированный утеплитель, гидроизоляция или полиэтиленовая пленка толщиной 250-300 микрон. Полосы гидроизоляции укладываются поверх песчаного слоя с нахлестом ок. 100–150 мм.
Склеивать стыки полотен между собой лучше строительным скотчем.
Материал укладывают аккуратно, ровным слоем, чтобы не было вмятин и складок. Край полотна необходимо расположить на стене, немного превышающей высоту будущего пола. Чтобы при укладке и заливке пола край гидроизоляционного материала не мешался и случайно не повредился, лучше закрепить его на стене в гараже. Запрещается резать гидроизоляционный материал.
Водонепроницаемые материалы
Как правильно и ровно залить бетонную стяжку своими руками?
На практике для укладки напольного покрытия в гараже используют два разных метода.
Мокрый, который замешивается и укладывается классическим способом.
А также полусухой, укладываемый с помощью специального портативного смесительного агрегата, насоса и лопастной разглаживающей машины.
Данная производственная операция состоит из нескольких этапов, каждый из которых требует соблюдения определенной технологической карты. Все пошаговые инструкции по укладке стяжки в гараже в зависимости от этапа работ и типа цементно-песчаной смеси подробно описаны ниже.
Как сделать подушку по грунту?
При устройстве стяжки на монолитную или сборную плиту перекрытия из железобетона требуется незначительная обработка этого элемента конструкции, очистка его от пыли и грязи, а также нанесение на поверхность бетоноконтактной или другой полимерпроникающей грунтовки.
Если стяжка является еще и опорным основанием пола на грунте, необходимо сделать подушку, что предполагает следующий алгоритм:
- Проводятся технико-геологические изыскания, определяется состав грунтового основания, проверяются физико-механические свойства каждого ИГЭ.
- Слабый фундамент выбирают таким образом, чтобы между стенками фундамента строения образовалась впадина.
- Дно желоба уплотняется вибротрамбами.
- При необходимости по периметру стен фундамента устанавливают кольцевой или стеновой дренаж.
- Отметка дна почвенного желоба не должна быть ниже дна фундамента.
- Готовят песчано-гравийную смесь, состоящую из мелко измельченного гранита и песка средней крупности на кварце, увлажненных до состояния не менее 0,95 — 0,98.
- Смесь ПГС равномерно засыпается по дну ямы, толщина слоя не должна быть более 150 – 300 мм.
- Каждый слой АСГ уплотняется вибротрамбовками до степени 0,95 и более.
- Последний слой ПГС может отличаться от предыдущих слоев по толщине, что связано с фиксированной высотой верха площадки согласно проекту.
Примечание. После уплотнения подушки рекомендуется дополнительно пропитать пористый материал водопроводной водой для повышения его конструктивной прочности.
Пароизоляция
После того, как подушка готова и уплотнена, под бетонный массив необходимо уложить пароизоляционную мембрану. Этот слой пленки или пористого нетканого материала обеспечивает эффективное проникновение паров, образующихся в процессе эксплуатации гаражной стяжки, что предотвращает образование конденсата при перепадах температур и капиллярное всасывание влаги.
Пароизоляция устанавливается в несколько простых шагов:
- Поверх грунтовой подушки насыпают тонкий слой мелкого пыльного песка, чтобы уменьшить трение материала о землю
- Пароизоляционная мембрана раскатывается строго в одном направлении, начиная от стен фундамента
- Края материала загибаются на вертикальных конструкциях на величину не менее 100 мм.
- При раскатке пароизоляции швы перекрываются, чтобы снизить риск проникновения капиллярной влаги в стыки.
- Все кромки в местах соприкосновения при нахлесте герметизируются силиконовым герметиком или монтажной пеной.
- Пароизоляционный слой рекомендуется защитить стяжкой толщиной 30 мм, что обеспечит нормальное прилегание гидроизоляции, а также предотвратит плавление материала при обработке горелками.
Примечание. Рекомендуется заранее выбирать пароизоляционную мембрану толщиной материала не менее 80 – 10 мкм, что обеспечит ее сохранность при постоянном трении о частицы грунтовой подушки.
Гидроизоляция
После пароизоляции и защитной стяжки во избежание повреждений укладывают слой гидроизоляции. Этот материал обычно изготавливается на основе стекловолокна с битумной пропиткой, которая выполняется в 1 или 2 слоя в зависимости от категории материала.
При монтаже гидроизоляции также важно соблюдать следующую пошаговую инструкцию:
- Битумная мастика типа «Техномаст» наносится на защитную стяжку, укладываемую после укладки пароизоляции».
- Если химическая жидкая мастика недоступна потребителю, допустимо использовать расплавленный битум, который дешевле, но имеет те же свойства, что и «Техномаст».
- Рулонную гидроизоляцию укладывают поверх стяжки, от угла гаража, по всему пространству будущей стяжки.
- Края материала нагреваются газовыми горелками, после чего привариваются к стенкам фундамента конструкции.
- При укладке основного объема гидроизоляции нахлесты между торцами должны составлять 50 мм и более.
- Все кромки стыковки материала нагреваются горелками до расплавления битумного вяжущего для достижения наилучшего сцепления материала.
- При необходимости, в зависимости от требований рабочего проекта, а также гидрогеологических условий местности, укладывают второй слой гидроизоляции. При монтаже второго слоя все рулонные мембраны укладываются строго в коаксиальном направлении.Не допускается располагать материал в ортогональном направлении. При укладке второго слоя швы следует завязывать до ½ ширины рулона гидроизоляции.
- После расплавления битумного материала рекомендуется подождать до 2 часов, пока битум полностью остынет и полимеризуется.
После устройства гидроизоляции с армослоем, как правило, дополнительная защитная стяжка уже не нужна, так как затвердевший после нагрева материал имеет отличные физико-механические свойства, что исключает повреждения и расслоения при установке пластиковых стульев под армирующую сетку будущая бетонная конструкция пола гаража.
Утепление
В отапливаемых гаражах под стяжку рекомендуется устанавливать теплоизоляционную подкладку. Этот слой формируется из экструдированного пенополистирола плотностью материала 30 – 35 кг/м3, чтобы предотвратить его проседание под нагрузкой.
При монтаже теплоизоляции необходимо следовать следующей пошаговой инструкции:
- Все замковые соединения по плоскости контакта вырезаются из плит утеплителя крайнего ряда с помощью строительного ножа с выдвижным лезвием.
- Первый ряд листов пенополистирола укладывают для обеспечения плотного прилегания материала к вертикальным конструкциям гаража.
- Второй ряд устанавливается строго с обвязкой швов на ½ длины каждой пенополистирольной плиты.
- Утепление пола раскладывается по всей площади гаража, с соблюдением цепной перевязки швов и замковых соединений.
- Все отверстия между пластинами загерметизированы пенополиуретаном, предназначенным для использования на открытом воздухе.
- После полимеризации пены необходимо срезать ножом излишки.
- После завершения работы рекомендуется проверить качество всех стыков и отсутствие трещин, после чего можно приступать к раскладыванию распорок под армирующую сетку.
Примечание. Утепление также часто применяется для холодных гаражей при условии их примыкания к жилым домам или общественным помещениям другого функционального назначения.
Эти пористые синтетические материалы не подвергаются агрессивному воздействию окружающей среды, не гниют и не впитывают влагу, а также выполняют роль виброгасящей мембраны и позволяют производить монтаж жидкой стяжки, что исключает передачу структурного шума на соседние помещения.
Армирование
Если стяжка гаражного пола уложена поверх эластичного утеплителя или предварительно утрамбованного грунтового основания, возникает повышенный риск проседания бетонного слоя и, как следствие, его хрупкого разрушения.
Чтобы избежать этой проблемы, необходимо армировать цементно-песчаную или бетонную массу каменной или дорожной сеткой, а в некоторых случаях и стержневой арматурой.
Данная производственная операция выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:
- На поверхность основания раскладываются пластиковые распорки или цементные блоки.
- Поверх этих проставок укладывают армирующую сетку, которая должна покрыть фоном все пространство гаража.
- Нахлест карт сетки следует делать в количестве не менее 2 – 3 ячеек, чтобы обеспечить полную передачу внутренних растягивающих усилий на все стержни при эксплуатации стяжки под нагрузкой.
- При необходимости по результатам расчета в определенных местах устанавливается армирующая сетка для восприятия повышенных изгибающих или растягивающих усилий.
- Когда укладка армирующей сетки завершена, все карты закреплены отожженной проволокой, разрешается приступать к укладке цементно-песчаной или бетонной смеси.
Примечание. Прежде чем принять решение об армировании пола гаража, а также при выборе необходимого диаметра стержня и размеров ячейки, рекомендуется собрать эксплуатационные нагрузки.
А также рассчитать давление под низом конструкции в месте контакта грунта с нижней частью стяжки, затем проанализировать изополя напряжений и расположить фоновое армирование, а также зоны армирования в строгом соответствии с расчетом. Результаты.
Материалы и инструменты для бетонного пола
Чтобы забетонировать пол гаража своими руками, понадобится значительный набор материалов и инструментов. Их список следующий:
- Песок нужен для создания песчаной подушки, укладываемой поверх почвы;
- Керамзит или щебень средней фракции, сжимает основание бетонной конструкции и обеспечивает изоляционные свойства;
- Армирующая сетка для армирования и металлический стержень 12 мм для крепления маяков;
- Гидроизоляционный материал (кровельная доска, полиэтиленовая пленка и т.п.), защищающий бетонный пол от воздействия грунтовых вод;
- Цемент, песок и гравий для замешивания раствора, которым заливается стяжка;
- Кирпич, из которого выложены стены смотровой ямы;
- Металлические уголки размещаются по краям ямы;
- Самовыравнивающаяся смесь самовыравнивающаяся, которую иногда используют для создания финишного покрытия (подробнее: «Как сделать наливной пол в гараже своими руками»).
Список инструментов вполне стандартен – для самостоятельного замешивания понадобится бетономешалка, лопата, обычно несколько разных шпателей, строительный уровень и трамбовка. При обустройстве готового пола с использованием самовыравнивающихся составов к списку инструментов нужно добавить ракель и игольчатый валик.
Также стоит отметить, что для некоторых работ может потребоваться помощь специалистов – например, для армирования стоит пригласить профессионального сварщика, если у вас нет навыков сварки.
Можно ли сделать утепленный бетонный пол в гараже
Если гараж используется под мастерскую или отапливается зимой, утепление стяжки проще всего сделать на этапе укладки гидроизоляции. Поверх гидроизоляционного материала следует уложить изоляционный слой из пенополистирола или другого жесткого утеплителя. В качестве утеплителя часто используют керамзит. После этого сверху заливается стяжка по стандартной технологии.
Керамзит часто используют для утепления бетонного пола в гараже
Армирование
Поскольку нагрузки предстоят серьезные, бетонный пол в гараже армируют. Для легковых автомобилей можно использовать готовую сетку из проволоки диаметром 7-8 мм, размер клетки 15 см. Чтобы получить простую систему армирования, куски сетки укладывают внахлест друг на друга одной клеткой. Две петли соединяются друг с другом пластиковыми зажимами или специальной вязальной ниткой.
Пол гаража заделан гидроизоляцией и на кирпичи смонтирована армирующая сетка
Еще один момент – сетку следует располагать в толще бетона, примерно посередине. Просто положить его на пленку было бы неправильно – металл не корродирует внутри бетона только в том случае, если он помещен на глубину не менее 3 см. Чтобы бетонный пол в гараже прослужил долго и не растрескался, сетку приподнимают над гидроизоляцией на 3-6 см. Для этого существуют специальные стойки, но чаще используют полукирпичи. Их толщина всего 6 см. Поместите их под армирующую сетку, чтобы она не сильно провисала.
Бетонный пол в гараже своими руками – пошаговая инструкция
Теперь, когда вы знакомы с требованиями к покрытиям и особенностями выбора строительных материалов, рассмотрим процесс устройства бетонного пола в гараже. Его (процесс) можно разделить на следующие этапы:
- подготовка ямы;
- сделать подушку из песка и щебня;
- укладка тепло- и гидроизоляции;
- установка фурнитуры;
- заливка бетонной смеси.
Список инструментов
В качестве введения давайте рассмотрим основные инструменты, используемые для заливки бетонного пола в гараже. Для устройства котлована под песчано-гравийную подушку и бетонную плиту необходимы земляные работы. Для этого вам понадобятся штыковые лопаты и садовый шланг для удаления почвы. Если не хватает времени и денег, можно арендовать для этой работы экскаватор.
Штыковая лопата
Садовая тачка
Дно ямы, а также слои щебня и песка при подготовке основания под бетонную плиту требуют специального уплотнения. Эту работу выполняют ручным или машинным трамбовщиком. Первый дешевле и проще в использовании, второй дороже, но при этом эффективнее и быстрее в работе.
Ручная трамбовка
Машинные штампы
Для точного определения поверхности пола вам потребуются следующие инструменты: рулетка, водный или лазерный уровень, колышки из дерева или кусочков арматуры, капроновая нить и карандаш для нанесения отметок.
Лазерный уровень
Уровень воды
Монтаж опалубки предполагает работу с деревом. Чтобы распилить доски и собрать из них готовые конструкции, вам понадобится электрический лобзик, шуруповерт, шуруповерт и молоток. Помимо этих инструментов, для резки арматуры возьмите болгарку или ножовку.
А чтобы залить бетонную смесь и разровнять ее по полу, воспользуйтесь приведенными ниже инструментами.
- Совок-лопатка – для распределения смеси по комнате.
- Правило представляет собой широкую и длинную металлическую линейку для выравнивания литого бетона или нанесенной штукатурки.
- Вибромашина – для удаления воздушных дыр из бетона.
- Игольчатый валик – для той же цели.
- Шланг с насадкой с мелкими отверстиями или лейка – для увлажнения бетона при застывании.
Правило
Бетонная вибрационная машина
Игольчатый каток для удаления воздушных дыр в верхнем слое монолитного бетона
Подготовка котлована
Шаг 1. Устройство бетонного пола начинается с создания площадки для подушки из песка и щебня. Если ремонтируется гараж, старые полы демонтируются. А если речь идет о новостройке, то снимается верхний плодородный слой почвы и выкапывается яма глубиной 25-35 см. В данном случае приведен пример устройства бетонного пола при ремонте гаража – сначала было удалено старое и пришедшее в негодность деревянное покрытие.
Подготовленная база
Шаг 2. Затем начинается обустройство смотровой ямы (если она не будет создаваться в вашем гараже, просто пропустите шаги, связанные с ней). В этом случае стенами будет металлический ящик, вкопанный в землю. Сверху он дополнен досками.
Смотровая яма
Шаг 3. Вокруг самой смотровой ямы выкапывается яма – она необходима для заливки бетонных стен. Но перед этим туда монтируется теплоизоляция, представляющая собой внешнюю (для смотровой коробки) обшивку из пенополистирола.
В качестве теплоизоляции показан слой пенополистирола
Шаг 4. Далее устанавливается опалубка для смотровой ямы. Верхняя часть должна лежать вровень с будущей поверхностью пола.
Опалубка для смотровой ямы
Важно! При установке опалубки необходимо установить распорки – без них залитый бетон может продавить плиты и затвердеть в виде вертикально неровной стены, расширяющейся к нижней части.
Шаг 5. В пространстве между щитами опалубки прокладывают пластиковую трубу – через нее пропускают электрический кабель для подключения освещения и различных инструментов в смотровой яме.
Пластиковая труба для подключения электрических кабелей
Шаг 6. С поверхности почвы на дне ямы удаляются камни, мусор и любые растительные отходы. Затем почву уплотняют вручную или с помощью специальной машины.
Почва тщательно уплотняется
Шаг 7. С помощью лазерного или водяного уровня делается разметка и определение высоты от земли до поверхности будущего бетонного пола. Результаты измерений фиксируются в виде отметок на стенах и фиксируются с помощью вбитых в землю колышков и натянутых между ними проводов. Штыри устанавливаются посередине узкой стены гаража и по углам.
Сам штифт и натянутая нить отмечены стрелкой
Важно! В некоторых случаях пол в гараже бывает не совсем прямым, а с уклоном 1-2%. Это необходимо для того, чтобы вода или масло могли стечь с поверхности в канализационный сток внутри здания или снаружи.
Шаг 8. На утрамбованную землю насыпают щебень, разравнивают правилом, сверху насыпают песок. Толщина каждого отдельного слоя 5 см, всего 10 см. При необходимости подушку из щебня и песка делают крупнее. Последнюю необходимо уплотнить как можно тщательнее вручную или с помощью специальной машины. Признаком качественной работы является отсутствие глубоких следов обуви после ходьбы по песчаной подушке.
В этом случае от песчаной подушки до уровня будущего бетонного пола остается 15 см
Гидро- и теплоизоляция, подготовка армирующей решетки
Залитую бетонную плиту необходимо защитить от попадания жидкости из грунта, а также от пучения. Кроме того, прежде чем приступить к работе с цементной смесью, необходимо изготовить армирующую сетку из металлических прутьев.
Шаг 1. По краям будущего пола устанавливается деревянная опалубка высотой 15 см. Доски соединяются между собой при помощи металлических уголков. С внешней стороны между опалубкой и стенами укладывают куски пенопласта толщиной 5 см. Создание такой конструкции необходимо для отсоединения пола от стен. В этом случае они будут представлять собой два элемента с определенной степенью независимости. А когда земля поднимается или оседает здание, стены и перекрытия могут подниматься или опускаться самостоятельно, сохраняя свою целостность и не разрушая здание.
Опалубка из дерева
Еще одно фото опалубки
Шаг 2. На песчаную подушку укладывается слой гидроизоляции. Для этого допустимо использовать плотный полиэтилен, рубероид или специальные пленки. Однако независимо от материала гидроизоляцию следует укладывать с нахлестом 10-15 см на отдельные панели. Кроме того, пленка должна частично заходить в стены.
Укладка полиэтиленовой пленки
Шаг 3. Поверх гидроизоляционной пленки укладывают пятисантиметровый слой теплоизоляции. В данном случае для этого используется экструдированный пенополистирол – он достаточно плотный и прочный, чтобы его можно было установить под бетонную подушку.
Добавлен экструдированный пенополистирол
Важно! Плиты утеплителя укладываются таким образом, чтобы вертикальные швы в одном ряду не совпадали со швами в другом – так лучше используются теплоизоляционные свойства материала.
Швы не должны совпадать
Шаг 4. На утеплитель укладывается армирующая сетка из стальных стержней. Обычно они соединяются друг с другом проводом. При использовании покупной решетки укладывайте ее с некоторым нахлестом. При этом арматуру необходимо подпереть снизу кирпичами или специальными держателями – сетка должна располагаться ровно посередине в слое бетона. В противном случае он не придаст полу достаточной прочности и со временем может начать подвергаться коррозии.
Монтаж арматурных сеток
Шаг 5. Маяки – профили, по которым будет выравниваться залитая бетонная плита, – ставятся на опоры из стальных труб или небольших кусочков плотного цементного раствора. Они должны располагаться точно на уровне будущего пола и совпадать с плоскостью (которая может быть, как говорилось выше, как совершенно ровной, так и с уклоном). Маяки укладываются вдоль длинной стены гаража, интервал между ними выбирают на 15-20 см меньше длины правила, которым вы будете работать с бетоном.
Маячные профили размещаются на опорах
Бетонный пол в гараже – разница между марками цемента
Работа по созданию пола гаража начинается с выбора строительных материалов. Среди них наиболее важным является цемент – основной компонент для приготовления бетона. И здесь необходимо сделать небольшое теоретическое отступление, которое предотвратит последующую путаницу и снизит риск ошибок при выборе строительных материалов. Давайте рассмотрим, какие виды бетона/цемента существуют, и есть ли между ними прямая связь.
Чаще всего при строительстве фундаментов, стен, перекрытий и других бетонных конструкций используют портландцемент – цемент с преимущественным содержанием силиката кальция
Свойства и состав строительных материалов, используемых как для строительства промышленных сооружений и общественных зданий, так и для частных домов и хозяйственных построек, достаточно точно определены в государственных стандартах. Особенно это касается бетона. Основная характеристика – прочность на сжатие, измеряемая в килограмм-силе на квадратный сантиметр (или сокращенно кгс/см2). Именно это и указано в бетонной отметке за буквой «М». Ниже вы можете увидеть наиболее важные подтипы бетона, разные по прочности на сжатие и сфере применения.
Бетон — основные марки.
М100 |
Бетон с низкой прочностью, но при этом очень низкой ценой. Используется в подготовительных работах при заливке более качественных смесей. |
М150 |
Прочность и стоимость немного выше, чем у предыдущего бренда. Также используется в качестве подготовки для заливки монолитной опорной плиты или бетонной полосы, а также для устройства пешеходных дорожек. |
М200 |
Бетон этой марки представляет собой оптимальное сочетание цены и качества. М200 достаточно прочен, чтобы его можно было использовать для заливки полов гаража под легковым автомобилем. |
М250 |
По сравнению с М200 имеет повышенную прочность, устойчивость к осадкам и перепадам температур. Подходит для устройства полов в гаражах для большегрузной техники, а также покрытия зданий, расположенных на участках с высоким уровнем грунтовых вод. |
М300 |
Особо прочный бетон с выдающимися прочностными характеристиками. М300 долговечен и подходит для заливки полов в гаражах для самой тяжелой техники. |
М350 и выше |
Бетон этих марок применяется при строительстве гидротехнических и военных сооружений, а также для создания свай многоэтажных зданий. Для обычного гаража прочность М350 избыточна; его можно использовать, но это экономически нецелесообразно. |
В настоящее время с использованием бетона М400 возводятся различные виды сооружений – мосты, тоннели, гидротехнические сооружения, а также строительство складов, складских помещений, автомобильных дорог и других объектов, которые будут использоваться в дальнейшем в условиях повышенной нагрузки
Обратимся теперь к основному компоненту бетона – цементу. Имеет аналогичную маркировку – букву «М» и цифру, выражающую прочность материала на сжатие в кгс/см2. Чем лучше марка цемента, тем он дороже, но в то же время тем прочнее. Очевидно, что прочность готовой бетонной смеси на сжатие зависит от цемента, использованного для ее изготовления. Но при этом следует учитывать и его связь с цементом и песком. Более точные данные вы можете увидеть на изображении ниже.
Еще одна аналогичная таблица, показывающая примерную массу цемента, необходимую для производства бетона определенной марки
Водоцементное соотношение бетонов разного качества – количество литров воды на килограмм цемента
Важно! Помимо цемента, приобретая стройматериалы для бетонного пола гаража, помните о песке и щебне. Первый должен быть достаточно чистым и содержать минимальное количество посторонних примесей, кусочков глины или мусора. Причем щебень должен иметь подходящую для этих строительных работ фракцию – мелкую или среднюю.
Видео — Как сделать бетонный пол с ямой в гараже
Читайте также: Как обкладывать печь в бане кирпичом с топкой из предбанника: пошаговая инструкция